Программа «Основы детской психологии и педагогики для родителей (законных представителей)» вышла в финал Всероссийского конкурса программ родительского просвещения

Ежедневно двери ГОБУ «Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» открываются для сотни детей. Большинство клиентов центра – дети дошкольного возраста, которых приводят на занятия их родители. Помимо проблем, касающихся развития собственного ребенка, родителей волнуют вопросы по поводу возможностей повышения их родительской компетентности. Мы попытались аккумулировать наиболее часто задаваемые вопросы и дать профессиональную консультацию в нашей статье.

Вопрос: Насколько часто к специалистам центра обращаются родители с просьбой о профессиональной помощи, касающейся воспитания собственного ребенка?

Ответ: Достаточно часто и тому есть объективные причины. Так, в  2015 году специалисты Центра провели опрос среди родителей детей, посещающих занятия специалистов. Результаты опроса  показали, что современные родители обладают набором знаний и представлений по вопросам воспитания ребенка, однако, эти знания мозаичны, не систематизированы и, что самое главное, не инструментальны, т.е. не применяются в качестве ведущих средств решения семейных ситуаций, связанных с воспитанием собственного ребенка. Именно поэтому нами и была разработана программа для родителей, основная цель которой – осознание ценностей формирования модели позитивного родительства.

Вопрос: Что такое «позитивное родительство»?

Ответ: Это, прежде всего, личностная характеристика родителей, определяющая  сформированность у них целостных представлений о том, что необходимо для полноценного развития ребенка.

Вопрос: Вы говорите, что позитивное родительство – это личностная характеристика. А разве этому можно учить?

Ответ: Смотря что понимать под учением. Если это лекции, нравоучения – навряд ли. Основу разработанной программы составляет так называемое развивающее взаимодействие. Суть его заключается в том, что в начале встреч актуализируется субъектный опыт родителей (они высказывают проблемы, которые их волнуют), затем под данный субъектный опыт специалистом подводится научная база и, наконец, родителям предоставляется возможность с учетом полученных знаний разработать и предложить варианты решений первоначально заявленных проблем.

Вопрос: То есть на всех занятиях речь идет об одних и тех же проблемах?

Ответ: Конечно, нет. Чтобы Вам было понятнее, давайте схематично обозначим цели и задачи каждого из трех модулей программы.

 

МОДУЛЬ I

Основы детской психологии и педагогики

 

ЦЕЛЬ

Формирование базовых знаний в области  детской возрастной педагогики и психологии

 

РЕЗУЛЬТАТ

Сформированы знания в области педагогики и психологии, позволяющие анализировать соответствие условий детства, созданных в семье, возрастным нормам, потребностям в образовании и т.д.

МОДУЛЬ II

Коммуникативные возможности внутрисемейного взаимодействия

ЦЕЛЬ

Формирование компетенций в области  социально-коммуникативных основ семейного  воспитания

РЕЗУЛЬТАТ

Сформирована социально-коммуникативная компетентность, влияющая на нормализацию  социально-психологического климата в семье

МОДУЛЬ III

Основы жизнедеятельности семьи

ЦЕЛЬ

Рефлексивное осознание слушателем проблем и переживаний собственной семьи

РЕЗУЛЬТАТ

Сформирована компетентность к актуализации и самостоятельному решению семейных проблем с учетом знаний и умений, полученных на занятиях

 

 

 

Вопрос: Результаты впечатляют. И вы хотите сказать, что на нескольких занятиях, пусть их будет даже 28-30, возможно этого достичь?

Ответ: Работа со слушателями ведется не только на занятиях. Преподаватель создает мотивацию на самообразование. С этой целью на сайте Центра создан и активно пополняется раздел «Видеошкола для родителей».

Вопрос: А есть ли какая-нибудь «изюминка» у Вашей программы? То, что могут только Ваши специалисты?

Ответ: Методических находок много. Одна из них – разработанный нами метод подведения клиента к осознанию логики конкретных действий и ожидаемых результатов в практике семейной жизни; интеграция содержания занятий взрослых групп с содержанием занятий специалистов, работающих с детьми.

Вопрос: Как вы определяете, у родителей сформировались позитивные установки по отношению к собственному ребенку?

Ответ: В основу анализа положены специально разработанные критерии эффективности освоения программы и сравнительный анализ входящего и итогового анкетирования слушателей. Реализация программы на протяжении трех лет показывает высокие результаты и по первому, и по второму показателю.

Оставить ответ

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставлять комментарии.