Положение об  оказании психолого-педагогической помощи в ГОБУ «Новгородский областной центр психолого-педагогической,медицинской и социальной помощи»

 

1. Целями оказания психолого-педагогической  помощи являются:

  • предупреждение проблем в развитии, обучении, поведении у детей;
  • разрешение проблем в развитии, обучении, поведении детей;
  • преодоление последствий кризисных ситуаций;
  • информирование участников образовательного процесса  о причинах проблем в развитии, обучении, поведении детей и способах, средствах их предупреждения и разрешения;
  • развитие личности, ее самосовершенствование и самореализация

2. Психолого-педагогическая помощь оказывается детям от рождения до 18 лет, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, принимающим участие в воспитании и развитии ребенка.

3. Оказывают психолого-педагогическую помощь следующие специалисты: педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги.

4. К видам психолого-педагогической помощи относятся:

  • психологическое консультирование – комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданину (группе граждан) в разрешении психологических проблем, в том числе в принятии решений относительно профессиональной деятельности, межличностных отношений, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию, а также на преодоление последствий кризисных ситуаций;
  • психологическая коррекция – комплекс мероприятий, направленных на исправление (корректировку) особенностей личности гражданина и его поведения, которые приводят к психологическим проблемам;
  • логопедическая коррекция – комплекс мероприятий, направленных на исправление нарушений устной и письменной речи;
  • педагогическая (дефектологическая) коррекция – комплекс мероприятий, направленных на развитие способностей к обучению;
  • психолого-педагогическая  профилактика – комплекс мероприятий, направленных на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности ребенка и межличностных отношений, содействие в сохранении и укреплении состояния его душевного равновесия;
  • психолого-педагогическое  просвещение – комплекс мероприятий, направленных на распространение психологических знаний, повышение степени информированности участников образовательного процесса о психологии и возможностях психологической помощи в целях повышения уровня их психологической культуры и качества личной жизни;
  • социальный патронат.

Составной частью любого вида психолого-педагогической  помощи может являться психолого-педагогическая диагностика, выражающаяся в оценке индивидуально-психологических свойств личности и направленная на выявление проблем в развитии, обучении, поведении, уточнение их особенностей, причин возникновения.

5. Психолого-педагогическая  помощь оказывается на основе принципов:

  • законности;
  • уважения и соблюдения прав, законных интересов и свобод личности;
  • добровольности получения психолого-педагогической помощи;
  • доступности получения психологической помощи;
  • конфиденциальности;
  • научной обоснованности;
  • профессионализма.

6. Информация, полученная при оказании психолого-педагогической  помощи, а также факт обращения за оказанием психолого-педагогической помощи являются профессиональной тайной. Документация специалистов об оказании психолого-педагогической помощи применяется только для служебного пользования. Выписка из документации специалистов об оказании психолого-педагогической помощи ребенку, его родителю (законному представителю) предоставляется по запросу  родителя (законного представителя), выдается родителю (законному представителю) на руки за исключением случаев оказания психологической помощи анонимно. Выписка из документации специалиста об оказании гражданину психолого-педагогической  помощи предоставляется в форме, доступной для понимания лицом, не обладающим специальными познаниями в области психологии.

Сведения, составляющие профессиональную тайну, могут быть сообщены специалистом  третьим лицам только с письменного согласия родителя (законного представителя), обратившегося за оказанием психолого-педагогической  помощи.

Предоставление сведений, указанных выше, без согласия лица, обратившегося за оказанием психолого-педагогической помощи, или его законного представителя допускается по письменным запросам:

  • органов, ведущих уголовный процесс, в связи с проведением предварительного расследования или судебным разбирательством;
  • руководителей органов или учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, для обеспечения личной безопасности и ресоциализации граждан;
  • научных работников в связи с проведением ими научных исследований или специалистов, занимающихся педагогической деятельностью в области психологии, психотерапии, психиатрии, сексологии, в связи с осуществлением ими педагогической деятельности – в форме, исключающей наличие сведений личного характера, позволяющих идентифицировать конкретного гражданина.

Педагоги-психологи обязаны сообщать в правоохранительные органы информацию, составляющую профессиональную тайну, если она содержит сведения о совершенном особо тяжком преступлении либо о готовящемся тяжком, особо тяжком преступлении.

Педагоги-психологи обязаны информировать законных представителей несовершеннолетних о психологических проблемах несовершеннолетних, при которых существует вероятность совершения ими суицидальных действий. Предоставление такой информации не является разглашением профессиональной тайны.

Обязанность сохранять профессиональную тайну наравне с психологами распространяется также на лиц, которым она стала известна.

  1. Психолого-педагогическая помощь оказывается бесплатно в пределах средств областного бюджета
  • детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям-инвалидам;
  • несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации
  • несовершеннолетним, совершившим правонарушение или имеющим риск его совершения;
  • детям раннего возраста, не посещающим дошкольные образовательные учреждения;
  • по направлению ППМС-центров, расположенных в муниципальных районах области, по направлению образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социальной защиты населения,

8. Психолого-педагогическая помощь несовершеннолетнему оказывается с его согласия, а несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет – также с согласия одного из законных представителей.

9. Граждане при оказании им психолого-педагогической помощи имеют право на:

  • уважительное и гуманное отношение;
  • выбор специалиста, формы и способа оказания психолого-педагогической помощи;
  • сохранение профессиональной тайны;
  • отказ на любой стадии от оказания психолого-педагогической помощи, а также от фото-, видео-, аудиозаписей при оказании психолого-педагогической помощи;
  • получение выписок из документации специалиста об оказании им психолого-педагогической помощи, за исключением случаев оказания психолого-педагогической  помощи анонимно;
  • возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью вследствие оказания психолого-педагогической помощи, в том числе компенсацию морального вреда, в порядке, установленном законодательством;
  • иные права, предусмотренные законодательством.

Граждане при оказании им психолого-педагогической помощи обязаны выполнять рекомендации специалистов, сотрудничать с ним.

Специалисты имеют право на:

  • защиту своих профессиональных прав;
  • объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения;
  • отказ от оказания психологической помощи в случае, если обращение гражданина за оказанием психологической помощи не обусловлено наличием у него психологических проблем и (или) необходимостью преодоления последствий кризисных ситуаций;
  • иные права, предусмотренные законодательством.

Специалисты обязаны:

  • квалифицированно выполнять свои должностные обязанности;
  • не допускать негуманных и дискриминационных действий при оказании психолого-педагогической помощи;
  • уважать и соблюдать права, свободы и законные интересы граждан при оказании им психолого-педагогической помощи;
  • сохранять профессиональную тайну с учетом требований настоящего положения;
  • соблюдать нормы профессиональной этики;

выполнять иные обязанности, возложенные на них актами законодательства